«Русский ас – Александр Покрышкин»
К 110-летию со дня рождения трижды Героя Советского Союза А.И. Покрышкина, 21.02.1913-12.11.1985.
В Комсомольской сельской библиотеке прошёл урок мужества, на котором ребята познакомились с жизнью и боевым путем Александра Ивановича Покрышкина.
Саше Покрышкину было 10 лет, когда он впервые увидел самолёт. Обошёл вокруг, потрогал стальные крылья и решил, что непременно станет лётчиком. А пятьдесят лет спустя оказался не просто лётчиком, а маршалом авиации.
В 39 государствах мира он был признан лучшим лётчиком второй мировой войны, 17 глав иностранных государств вручили ему высокие правительственные награды своих стран…
Герои были в нашей стране всегда, в любую лихую годину — от мамаева нашествия до нашествия Наполеона и Гитлера. Александр Иванович Покрышкин — первый наш трижды Герой Советского Союза. Он олицетворял все наши подвиги, наше Отечество. В годы войны немецкие пилоты, завидев Покрышкинскую «Кобру» спешили восвояси, а в радиоэфире звучало: «Внимание! Внимание! В небе Покрышкин!», и у них не считалось позором уйти от боя с его орлами. Воевал и побеждал Покрышкин за штурвалом истребителя под номером 13.
Александр Покрышкин родился 6 марта 1913 года в Новосибирске, в семье рабочего. Окончил 7 классов, работал кровельщиком, потом поступил в ФЗУ. Получив рабочую профессию, он работал на машиностроительном завод «Сибсельмаш». В 1932 году Покрышкина в числе лучших комсомольцев завода по комсомольской путевке направляют в авиационное училище, которое в тот год было преобразовано в училище авиатехников. В 1934 году он заканчивает училище. В январе 1935 года он прибыл на Кубань в авиационную часть воентехником, где и прослужил почти четыре года, написав 39 военных рапортов с просьбой разрешить ему летать. Но ответы на его рапорты приходили одинаковые: стране нужны авиатехники не меньше, чем лётчики.
И только 40 его рапорт с приложением отличного аттестата об окончании Краснодарского аэроклуба получил долгожданный ответ: направить в Качинскую авиационную школу лётчиков. А после двух лет школы — назначение на западную границу.
Война застала Покрышкина в Молдавии. В первый же день войны, 22 июня 1941 года он поднялся на фронтовое небо и вступил в жестокую битву, уже на второй день войны Покрышкин открывает свой счет — сбивает первый фашистский истребитель Ме-109.
Война закончилась для него 9 мая 1945 года в 18 часов, когда его ведомый Георгий Гордеевич Голубев, уничтожил последний самолёт противника. Это был последний фашистский самолёт, сбитый в Великой Отечественной войне, 1147-й, уничтоженный дивизией Покрышкина.
Надо ли говорить, что смерть все эти дни и ночи смотрела на него в упор? Но он ни разу не отлучился с фронта, кроме как по вызову в Кремль и пятидневный отпуск после получения третьей Золотой Звезды. Его подбивали, но он возвращался на свой аэродром. Корни его невероятного военного счастья — в знаниях. Покрышкин писал: «У аса должно быть много отличительных качеств: смелость, умение быстро реагировать на любую обстановку, отличное знание техники…»
Всю жизнь, с ранней юности он учился. Он усовершенствовал и развил известные основы воздушного боя, применил их к практике истребителей сороковых годов. Его стремительные атаки, его девиз: «Маневр и огонь!» — это не просто смелость, это еще кропотливая работа отлично подготовленного интеллекта. Его расчёты позволяли даже на худшем, чем у противника, самолёте одержать над ним победу.
Он первым начал летать с германских автострад, используя их как аэродромы.
Он никогда не подвергал риску своих подчинённых. До седьмого пота обучал, натаскивал их на земле, во время тренировочных полётов, чтобы в бою они действовали, как и он, с холодным расчётом, без паники и излишней суетливости. Поэтому и дивизия под его командованием несла минимальные потери. О разработанной им тактике воздушных боёв, когда восьмёрка советских истребителей развернула три эшелона «юнкерсов» (81 самолёт) и «разогнала» охрану из десяти «мессеров» докладывалось рейхсмаршалу Герингу.
Поразительны итоги боевой деятельности 16 полка. До весны 1943 года было потеряно 73 лётчика, но и сбито 240 немецких самолётов. После введения новой тактики и до конца войны полк потерял 7 лётчиков, сбив 452 самолёта.
Впервые звание Героя Советского Союза было присвоено Покрышкину 24 мая 1943 года, а спустя всего три месяца, 24 августа, он был удостоен звания дважды Героя Советского Союза. Записав на свой счет 50 сбитых вражеских самолетов в декабре 1943 года, майор Покрышкин был в третий раз представлен к высшей награде Родины. 19 августа 1944 года уже в звании полковника Покрышкин стал трижды Героем Советского Союза. Покрышкин считал Краснодар городом, давшим ему путёвку в небо. Две звезды Героя из трёх заслужил Александр Иванович в воздушных боях в небе Кубани в 1943 году.
Воздушное сражение на Кубани по плотности боёв и концентрации самолётов на достаточно узком участке фронта не имело аналогов во второй мировой войне. Для удержания стратегического Таманского плацдарма на аэродромах юга Украины, Крыма, Тамани немецкое командование сосредоточило более 1000 самолётов. Установилась ясная погода, и каждый день над Голубой линией немецкой обороны проходило непрерывно, с постоянным наращиванием сил, до 50 групповых воздушных боёв. Количество участвующих в битве самолётов доходило иногда до двухсот. Небо кишело боевыми машинами. Душераздирающий рёв и свист моторов, грохот пушек и пулемётов. Эскадрилья Покрышкина «танцевала» в воздухе, расстреливая с 50 метров самолёты врага, как ёлочные игрушки. Друзья Покрышкина говорили: «Разве он стреляет? Он наваливается всем огнём, сжигает, как доменная печь». Огонь в упор, все пулемёты и пушка на одной гашетке».
Здесь были освоены новые тактические приёмы А.Покрышкина по формуле: «Высота-скорость-маневр-огонь», здесь отработан вертикальный маневр — «Соколиный удар» Покрышкина.
Вчетвером против 50, втроём против 23, в одиночку против 8 вступал в бой Покрышкин. И никогда не знал поражений. Притом в каждой схватке он брал на себя самое опасное – атаку ведущего немецких групп. Он пикировал на ведущего, сбивал его. Это сразу лишало противника уверенности. Богатырь-сибиряк, переносивший немыслимые для большинства пилотов перегрузки, и вездесущий в небе («Да сколько их, Покрышкиных?!» — донёсся однажды до полковой рации отчаянный вопль немецкого лётчика).
Единственный из всех командиров с тремя «Золотыми Звёздами», он всю войну поднимался в небо провел 650 боевых вылетов, 156 воздушных боев, лично сбил 59 самолетов. В его прославленной 9-й гвардейской истребительной авиационной дивизии к концу войны было 59 Героев Советского Союза, а четверо — дважды Герои.
После окончания войны авиации А.И.Покрышкин отказался служить в богемной атмосфере штаба Василия Сталина, командующего ВВС Московского военного округа, где многие делали лёгкую карьеру. Лишь в августе 1953 года трижды Герою присвоено первое генеральское звание. Он досрочно закончил Военную Академию имени М.Фрунзе и в числе лучших выпускников был принят на лётный факультет Академии Генерального штаба. После окончания Академии он являлся заместителем главнокомандующего ПВО. В числе других военачальников он создавал противовоздушный щит страны. Отслужив в любимой авиации все мыслимые сроки, став маршалом авиации, Покрышкин переходит в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту) СССР и становится его председателем.
Окончательный уход Покрышкина с лётной работы состоялся в 1980 году. Но он продолжал руководить ДОСААФом. 13 ноября 1985 года прославленного лётчика не стало. Его похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище
Сегодня его нет, но слава его бессмертна! Его имя присвоено 16-му гвардейскому Сандомирскому истребительному авиационному полку. Одна из малых планет носит название «Покрышкин». В его честь названы дизельный электроход «Александр Покрышкин», улицы в Москве и Калининграде. В Краснодарской школе №27 работает музей Покрышкина. На западе России, в Калининградской области, несут боевое дежурство лётчики родного для великого аса гвардейского истребительного ордена Александра Невского авиаполка имени маршала Александра Покрышкина.
https://vk.com/wall601526944_395
https://vk.com/wall-217342102_70